• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Онлайн-курс

Курс состоит из 5 блоков, каждый из которых поможет пройти этапы олимпиады. Доступ к образовательным материалам будет открываться постепенно: следи за обновлениями и прокачивай свой навыки!

1. Как пройти отборочный этап: методические рекомендации

Кто виноват и что делать? На первый вопрос вряд ли вы получите точный ответ. А вот что делать, мы вам обязательно расскажем. Первый урок курса посвящен знакомству с преподавателями и тематическим планом. Вы больше узнаете о том, как готовиться, что почитать и где найти полезную информация, чтобы успешно пройти все этапы нового практикоориентированного конкурса для школьников «Суд да дело»

Чему посвящен курс?

 

 

Электронные ресурсы: чем пользоваться при подготовке

 

 

Бумажные источники: чем пользоваться при подготовке

 

 

Конституционное право

 

 

Гражданское право

 

 

Процессуальное право

 

 

2. Алгоритм подготовки меморандумов

Первая встреча команды. Ознакомление с фабулой

 

 

Первая встреча

  1. вместе прочитать  фабулу
  2. принести с собой текст
  3. собраться очно
  4. обсуждать текст по абзацам
  5. подчеркнуть важные факты
  6. обратить внимание на тему спора
  7. создать базу для обсуждения

Вторая встреча команды. Распределение ролей

 

 

На второй встрече команда строит древо правовых вопросов и аргументов: выстраивает вопросы, дает ответы.  Это тезисы, у которых впоследствии будут свои аргументы. 

 

На студенческих муткортах распределение ролей в команде может пройти несколькими способами. Чаще всего встречаются эти два:

  1. Определяются правовые вопросы, которые требуют анализа, и каждый вопрос дается одному человека. Этот человек рассматривает как со стороны истца, так и со стороны ответчика. 
  2. Определяются правовые вопросы, которые требуют анализа. Над одним правовым вопросом работают двое: один пишет за истца, другой – за ответчика.

Третья встреча команды. Осознание сути спора и поиск аргументов

 

 

Важно понимать, что муткорт – это не спор о фактах, а спор об их юридической интерпретации. 

После того, как команда определила вопросы, которые должны быть доказаны, сформировала позиции от истца и ответчика по каждому вопросу, можно переходить к аргументам. 

 

Аргументы стоит расписывать по системе IRAC:

Issue - обсуждается сама проблема, 

Rule - приводятся правовые акты, регулирующие её,

Analysis - добавляются фактические обстоятельства использования правил, 

Conclusion - формулируется заключение. 

 

Так должен строиться каждый аргумент. 

Эта система используется во всех муткортах, а также в профессиональной деятельности юриста. Особенно она поможет тем, кто боится чистого листа.

 

Оформление итогового текста

 

 

По правилам оформления меморандумов составляются отдельные документы - меморандум истца и меморандум ответчика. Во время проверки судьями меморандумов и устных выступлений оформление производит первое и самое важное впечатление на них.

 

Оформление двух меморандумов должно быть идентичным.

 

Будет здорово, если команда определит для себя удобные технические инструменты, с помощью которых будет упрощать процесс совместной работы. Это нужно потому что:

1) Меморандум – это один общий файл по результатам работы, его нужно прописывать и оформлять всем вместе; 

2) Нужно где-то собирать огромное количество источников по разным правовым вопросам и подтверждающих противоположные аргументы (если они будут не систематизированы, а просто брошены в папку, они будут практически бесполезны).

 

Задание №1

 

Повторно прослушай урок 1 из данного блока. Попробуй создать план или ментальную карту того, как необходимо начинать работать с фабулой, двигаясь от наиболее общих элементов к частным. Для создания ментальной картой можешь воспользоваться различными онлайн-сервисами, например, Mindmeister.

 

Задание №2

 

Что такое «дерево правовых вопросов и аргументов»?

А. Дерево, к которому, по преданию, обращались древние юристы для поиска ответов на юридические вопросы

Б. Специальная структура работы с фабулой, где выделяются юридические вопросы дела и даются аргументы-тезисы для последующего развития позиции обеих сторон

В. Визуальная блок-схема, которая предоставляется суду на устных раундах

Г. Финальная структура меморандума истца и/или ответчика

 

Задание №3

 

Прочитай краткую фабулу дела и попробуй построить дерево правовых вопросов и аргументов за обе стороны

Фабула

1. 15 ноября 2019 года в студию макияжа и красоты «Богема лов» (далее- Студия) обратилась Башарова Алина Николаевна с просьбой об оказании ей услуги по наращиванию ресниц, а также услуги по проведению процедуры наложения макияжа. Как пояснила Башарова А.Н. (далее- Истец) данные процедуры необходимо провести как можно быстрее в связи с лимитом ее личного времени из-за приближающегося ответственного мероприятия.

2. Студия макияжа и красоты «Богема лов» принадлежит Индивидуальному предпринимателю Грибоедовой Светлане Андреевне (далее- Ответчик), осуществляющей профессиональную деятельность в сфере предоставления парикмахерских услуг и услуг салонов красоты.

3. Немедленно по факту обращения и с учетом необходимой поспешности Башаровой А.Н. подобрали сертифицированного мастера- Цыбенко Ирину Васильевну (далее- Мастер) для проведения предварительной консультации и осмотра для дальнейшего проведения процедуры макияжа и процедуры наращивания ресниц. 

3.1. В ходе предварительного осмотра ресниц Мастером был выявлен факт значительного повреждения «родных ресниц» у Башаровой А.Н., о чем, по словам Мастера, было сообщено ей (Башаровой А.Н.) с указанием на  необходимость проведения дополнительных процедур по их восстановлению. 

3.2. Как указала Цыбенко И.В. на данное предложение Башарова А.Н. ответила отказом, сославшись на отсутствие необходимого количества времени. Она потребовала, как можно скорее начать процедуру не обратив внимания, по заверениям Цыбенко И.В., на предупреждение последней о возможных осложнениях в дальнейшем, связанных с возможным отсутствием необходимого результата в долгосрочной перспективе в связи с наличием указанных ранее повреждений. 

4. Некоторое время спустя все необходимые процедуры по наращиванию ресниц и наложению макияжа были окончены. Башарова А.Н. была удовлетворена результатом и поблагодарила сотрудников за выполненную работу.

5. Общая стоимость оказанных услуг составила 9 500 рублей, из которых 3 500  рублей- процедура наращивания ресниц, 3 000 рублей процедура наложения  макияжа и 3 000 рублей за ускоренное проведение процедур без  предварительной записи. Денежные средства были оплачены Башаровой А.Н. в полном объеме, на что последней был выдан чек. 

6. 21 ноября 2019 года Башарова А.Н. связалась с ИП Грибоедовой С.А. и в грубой форме потребовала возвратить уплаченные денежные средства, сославшись на ненадлежащее качество оказанной услуги по наращиванию ресниц. Истец указала, что процедура по наращиванию ресниц была некачественной и большая часть из них вскоре отпала. В связи с этим салоном ей было предложено направить письменное заявление с указанием всех обстоятельств и требований.

6.1. По факту рассмотрения Заявления ИП Грибоедовой С.А. была проведена внутренняя проверка для выяснения обстоятельств проведенной процедуры и получена объяснительная от мастера, с которой в последствии Башарова А.Н. была лично ознакомлена. Также последней были рассказаны все правила и особенности проведения процедуры наращивания ресниц. Кроме того, Башаровой А.Н. было предложено проведение процедуры снятия искусственных ресниц и процедуры восстановления.

7. 13 декабря 2019 года Башаровой А.Н. было подано исковое заявление в суд, так как ее не удовлетворили предложения салона «Богема Лов» для урегулирования возникшей ситуации.

 

Задание №4

 

Выберите верный вариант ответа

Муткорт – это...

А. Спор о фактах

Б. Спор о юридической интерпретации фактов

В. Спор о том, кто виновен

 

Задание №5

 

Как было сказано в видео, одна из самых распространённых систем составления позиции – это система IRAC. Соотнеси буквы из аббревиатуры с их значением и тем, что должно быть отражено в данной части твоего аргумента.

А. I

Б. R

В. A

Г. C

1. Заключение (conclusion)

2. Проблема (issue)

3. Анализ (application/analysis)

4. Правило (rule)

a. Юридическая норма, которая подтверждает аргумент

b. Заключение аргумента, то есть почему этот аргумент заявлен и что сторона просит

c. Описание фактов дела как юридически важных элементов, играющих роль в вашем аргументе

d.  Постановка юридического вопроса

 

Задание №6

 

Оформление меморандума крайне важная часть и помимо требований к внешнему виду, таких как: шрифт, размер шрифта, отступы и прочее, также крайне важно правильно и корректно ссылаться на источники, которые вы используете в своем меморандуме. Для этого, ознакомьтесь с ГОСТом Р 7.0.5 — 2008 «Библиографическая ссылка» и попробуйте сделать сноски, например, на Уголовный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Конституцию РФ и т.д.

 

Задание №7

 

Попробуйте составить саммари любого дела. Для этого воспользуйтесь следующей схемой:

  • установите предмет спора

  • дайте краткое описание проблемы

  • укажите решение суда и/или важное определение, данное в ходе разбирательства

  • укажите кратко основные и важные факты в хронологическом порядке

Ответы

 

Задание 2 — Б
Задание 4 — Б
Задание 5 — А2d Б4a В3c Г1b

Введение

 

 

Презентация команды судьям

  1. Поздоровайтесь
  2. Растопите лёд - перебросьтесь с судьями парой фраз, вспомните анекдот или подходящую шутку
  3. Прочертите границы
  4. Подготовьте визитки
  5. Поставьте на стол карточки с именами
  6. Наденьте бейджик

 

Анализ поведения оппонента

  1. Делайте пометки в блокноте 
  2. Замечайте реакции оппонента
  3. Фиксируйте аргументацию оппонента
  4. На чём спотыкается оппонент?
  5. Придумайте необычное ходатайство
  6. Не кусайте протянутую руку оппонента

Тайм-менеджмент во время сессии

 

 

Изучите Регламент конкурса. В Регламенте обозначены временные рамки выступлений команд, а также время на вопросы и реплики сторон. Как правило, выход за пределы предоставленных минут, наказывается штрафными санкциями – с команды могут быть сняты очки. 

В период подготовки и репетиции выступления читайте свою речь с секундомером.

Если Ваш меморандум очень объемный, нужно выбирать самое важное и укладывать это в отведенное время. Нельзя тараторить. Не важно, что ты сказал – важно, что услышал судья.

Качество речи и выступления

 

 

  1. Используйте в речи корректные и тактичные приемы речи, уважительное отношение должно быть не только к суду, но и к оппоненту. 
  2. Заранее узнайте, как правильно произносится тот или иной термин, чтобы исключить ошибки, которые могут стоить Вам победы.
  3. Избегайте шаблонов. Речь в суде не должна содержать формально правильных наименований законодательных актов. Например, «Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 № 149-ФЗ ». Такие фразы не подойдут для устной речи. Гораздо лучше сказать «закон о защите информации». Также и цифры не всегда хороши для восприятия «на слух», особенно если цифры большие, поэтому следует избегать их устного воспроизведения с точностью до десятых.
  4. Распределите очередность выступления внутри команды (кто будет основным спикером, а кто аналитиком группы). Очередность выступления истца и ответчика уже будет определена Регламентом, суд и приставы помогут не запутаться в ходе процесса. 
  5. Попробуйте создать беспорядок у команды соперника: старайтесь обращать вопросы стороне, которой они могут не предназначаться в чужой команде, формулируйте смешанные материально-процессуальные вопросы.
  6. Не разговаривайте вслух во время процесса. Все замечания участники пишут на бумаги и передают спикеру. Слаженная и бесшумная работа команды очень ценится жюри. 
  7. Анализируйте происходящее ( в том числе и речь своего спикера) и оперативно давайте советы и комментарии по ходу дела, записывая и передавая их выступающим. 

Поведение в суде

 

 

Дресс-код:

НЕТ

  • шортам и треникам
  • мини-юбкам и декольте
  • массивным и ярким украшениям
  • яркому макияжу
  • яркому парфюму
  • посторонним шумам

ДА деловому костюму и удобной обуви

 

Правила обращения к суду: обращаясь к суду, говорите "уважаемый суд", "уважаемый председательствующий".

При входе судей в зал заседания все присутствующие встают. Объявление решений суда по окончании разбирательства все присутствующие в зале заседания выслушивают стоя. Свои показания и объяснения суду следует также давать стоя. От этого правила можно отступить в том случае, если это разрешает сам суд. 

Если судья обращается с вопросом, следует вставать, чтобы ответить на него даже если ответ на него вроде ДА или НЕТ; если судья предоставил право задавать вопросы, нужно именно задавать вопросы участникам процесса, а не давать объяснения, пререкаться, возмущаться. 

Следует подчиняться распоряжениям председательствующего и указаниям судебного пристава о соблюдении порядка в ходе заседания, соблюдать тайминг выступления и прерваться, если пристав говорит о том, что Ваше время вышло, иначе Вы рискуете потерять заветные баллы.

Во время судебного заседания не допускается хождения по залу, разговоры, обсуждения в команде, реплики в форме одобрения или неодобрения происходящего. Не стоит создавать помехи нормальному ходу слушания. 

Тем, кто нарушает порядок в судебном заседании, председательствующий от имени суда объявляет предупреждение. Если правила нарушаются повторно, участник может быть удален из зала судебного заседания на основании определения суда на все время судебного заседания или часть его.

 

Поведение во время сессии

 

 

  1. Никогда не нужно нервничать и суетиться.
  2. Продемонстрируйте уверенность в себе и своей позиции не только эффектно появившись в аудитории, но и началом своей речи. 
  3. Не читайте с листа.
  4. Не стоит в суде выражать свое недовольство или остро реагировать на сказанное судьей или участником команды-противника.
  5. Не реагируйте на провокации. 
  6. Грамотное представляйте и интерпретируйте факты
  7. Умело «играйте» со слабыми сторонами позици

Работа с аргументами

 

 

  1. Представляйте факты нейтрально
  2. Давайте фактам оценку в свою пользу
  3. Не умалчивайте о фактах, а интерпретируйте их

Задание 1

 

Расставьте ударения в словах: договор, ходатайство, осужденный, каталог, квартал, жизнеобеспечение, средства, газопровод, новорожденный.

Какие, на твой взгляд, допущены ошибки в словосочетаниях: «коллеги по работе», «самый оптимальный вариант», «моя автобиография» «пустой бланк»?

Задание 2

 

Постарайся сократить и подготовить для устного выступления текст постановления Конституционного суда по делу о проверке конституционности пункта 8 части 1 статьи 6 Федерального закона «О персональных данных» в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «МедРейтинг»

Твоя задача пересказать своему знакомому, родителям, друзьям, текст решения КС РФ так, чтобы слушатель понял, в чем его основной смысл.

Задание 3

 

Приведи 7 аргументов, почему есть апельсины летом – вредно. И попытайся убедить в этом своего знакомого. При этом можно приводить только те доводы, которые официально доказаны, придумывать аргументы нельзя.

Задание 4

 

Ознакомься с приговором Лесозаводского районного суда Приморского края.

Представь, что ты являешься адвокатом обвиненного в краже, и тебе необходимо подготовить апелляцию. Подумай, какие доводы ты будешь использовать в защиту своего клиента? Стоит изучить судебную практику по схожим делам, проанализировать все обстоятельства дела (что может смягчить вину, возможно ли и вовсе избежать уголовной ответственности), посмотреть, как вообще выглядят апелляции по уголовным делам.

4. Навыки устных выступлений

Кукушка кукушонку купила капюшон… При подготовке к устным выступлениям стоит учитывать важность не только того, что ты говоришь, но и как ты это делаешь. А значит “повторение – мать учения”, “петь хорошо вместе, а говорить порознь”, “без муки нет науки” и много чего еще. На этом уроке ты узнаешь как правильно готовиться к устным выступлениям, какие приемы использовать, какие хитрости применить.

Введение

 

 

В видеоролике коротко освещается содержание блок

Определение ведущего спикера и ведущего аналитика

 

 

Идеально, если в вашей команде из 4-х человек двое исполняют роль истца, двое – роль ответчика. В такой конфигурации в каждой из двух мини-команд роли делятся между двумя участниками. Один, как правило, озвучивает материальную позицию по делу, другой – процессуальную.

Если в вашей команде всего трое или двое участников, вместо 4-х, то кому-то одному или всем сразу придётся дублировать функции. То есть подготовить и выучить позицию истца и ответчика по материальной части или истца и ответчика по процессуальной части

Важно помнить:
  • Мы внутри команды не просто функциональные единицы, а люди 
  • У людей есть эмоции, системы ценностей, точки зрения
  • Каждый из нас абсолютно уникален
  • Человеческое взаимодействие может быть полезным или вредным
  • В случае, если вредное перевешивает полезное, следует либо переформатировать команду, изменив роли, либо собрать новую, более устойчивую команду
  • Участники команды должны демонстрировать готовность к взаимовыгодному решению проблемы, а не удовлетворению только личного эго
  • Рабочие отношения, основывающиеся на доверии, понимании, уважении и дружбе, сложившиеся в течение длительного времени, делают каждое новое взаимодействие все более спокойным и эффективным
  • Люди часто обижаются, испытывают гнев, депрессию, страх, враждебность, подавленность и обиду, с этим нужно смириться как с данностью. Если вы можете это решить, то вы команда
  • Целью негативного взаимодействия становится набор дополнительных очков для укрепление негативного впечатления и перекладывания вины за провал сотрудничества друг на друга
  • Неспособность воспринимать других участников команды как нормальных людей, подверженных всем человеческим слабостям, может погубить любые потенциально успешные команды

Чтение позиции по ролям

 

 

На этой стадии подготовки вы сможете наконец-то определить, кто в действительности лучший спикер в вашей команде. 

Дайте возможность прочитать вслух каждую из четырёх позиций по делу (две материальных и две процессуальных) каждому участнику команды. 

Тренер или кто-то из участников может выполнять функцию судьи по делу. Это очень важно для полного воспроизведения формата состязания. 

Повысить эффективность чтения по ролям можно путём видео-записи ваших выступлений с последующим совместным просмотром и анализом ошибок. 

Ещё один вариант улучшения вашей подготовки – пригласить консультанта с опытом подобных конкурсов в качестве участника или судьи.

Постоянно записывайте новые мысли, которые появляются у вас по ходу чтения и слушания противоположной позиции по делу, всё время дорабатывайте свою позицию и помогайте коллегам по команде.

Делайте пометки в вашем тексте, подчеркивания, ударения, ставьте закладки, улучшайте его всё время. 

Придайте вашей позиции художественную форму.

Попробуйте подготовить план устного выступления отдельно от текста меморандума.

Способы улучшения дикции и презентационных навыков

 

 

Способы улучшения дикции:

  • Скороговорки: произносите по 5-10 минут ежедневно, заучивайте для тренировки кратковременной памяти
  • Положи в рот ложку каши и произнеси: «Отстаньте от меня, изверги». Или любое другое выражение.
  • Помассируйте языком ротовую полость изнутри. Делайте языком вращательные движения. Проводите им по зубам, как будто вы чистите зубы, старайтесь достать языком нёба.
  • Помассируйте пальцами губы, щеки, нос, кожу под подбородком. Надуйте щеки, как будто ваша кожа – натянутый барабан. Стучите по всем этим местам подушечками пальцев, как барабанными палочками.
  • Разговор с закрытым ртом: поскольку губы сомкнуты, усложняется произнесение звуков. Попробуйте сказать хоть сколько-нибудь понятные слова.
  • Читайте тексты вслух, это помогает правильно расставлять акценты, делать нужные ударения и интонации.

 

Способы улучшения презентационных навыков:

  • Ваша речь должна звучать так, словно вы — эксперт по этому вопросу: расширьте понимание проблемы, почитайте дополнительную литературу, выясните интересные факты
  • Посмотрите, как это делают другие
  • Выступите перед не вовлечённой в конкурс аудиторией
  • Смотрите на себя в зеркало во время выступления
  • Повторяйте самые важные моменты, на которые хотите обратить внимание публики
  • Сохраняйте визуальный контакт с аудиторией, не смотрите только на кого-то одного. Оформляйте речь так, что создаётся впечатление доверительной беседы
  • Будьте как можно более конкретны. Избегайте абстрактных рассуждений. Подкрепляйте любой тезис обращением к материалам дела

 

Исключение боязни публики:

  • Первый шаг – начать выступать. 
  • Найдите среди публики человека с доброжелательным лицом, представьте, что вы общаетесь с ним, а не со всей аудиторией
  • Перед выступлением получите заряд положительных эмоций от того, кто пришёл с вами.
  • Выбирайте удобную позу, заранее готовьтесь к выступлению, репетируйте. Возьмите с собой записи или конспект, чтобы в случае необходимости быстро найти нужный отрывок
  • Используйте различные дыхательные гимнастики перед выступлением
  • Не обращайте внимания на негатив из зала

Средства визуализации

 

Средств визуализации ваших данных бесчисленное множество: схемы, таблицы, плакаты, презентации, доска, флипчарт и т.п.
Главное требование к средствам визуализации – они не должны отвлекать от истории, которую вы рассказываете.
 
Примеры визуализации:
  1. Схема аккредитивной операции или тайм-лайн оплаты поставки: без надлежащей визуализации ни суд, ни противная сторона не разберутся в сути проблемы
  2. Таблицы для демонстрации расчёта убытков
  3. Доска или флипчарт для разъяснения деталей правоотношений сторон

Продумывая форму визуальных материалов помните, что дизайн не должен стоять на пути между информацией и ее потребителем: любая графика должна возвращать к сути проблемы, быстро и в максимально понятной форме излагая то, что она призвана донести.

 

Что можно визуализировать?

  • Время
  • Числовые показатели
  • Пропорции
  • Зависимости
  • Различия
  • Пространственные отношения
 
Принципы работы с флипчартом:
  • Записывайте на ходу, но на основании заранее подготовленных заметок
  • Используйте заголовки, они должны быть краткими и информативными, не заставляйте аудиторию себя ждать
  • Пишите печатными буквами. Почерк, который любит ваша мама, не обязательно будет понятен аудитории
  • Не стойте спиной к аудитории, старайтесь писать, находясь под углом к зрителям
  • Если вы правша, стойте с левой стороны, и наоборот
  • Используйте 3 цветных маркера, держите их за поясом или в кармане
  • Небольшие зарисовки или схемы разбавляют текст и улучшают восприятие
  • Не пишите длинных слов и предложений
  • Используйте не только заглавные, но и строчные буквы
  • Предложите оппоненту опровергнуть нарисованное на флипчарте или изобразить его позицию по делу
  • Обращайтесь к ранее написанному на флипчарте в ходе последующей дискуссии

Закрепление финальной версии выступления

 

Финальная версия вашего устного выступления должна базироваться на меморандуме, но не повторять его слово в слово, а в выгодном свете раскрывать его содержание
Для достижения такого результата вы можете иначе, чем в меморандуме, расположить разделы и аргументы, медленно и эффектно подводить к торжеству своей позиции. Устное выступление – это не чтение текста искового заявления или позиции ответчика. Устное выступление служит цели объяснения написанного. Не забывайте об этом при написании плана речи
Подкорректируйте финальную речь в ходе раунда. Учтите, что говорили оппоненты, какие вопросы звучали, какая была позиция судей. 
Постобработка вашей речи после написания смысловой части должна включать этап финальной вычитки с расстановкой ударений и акцентов
Помните, что письменная речь и устная речь очень сильно отличаются по восприятию. Люди не любят слушать письменную речь, так как она звучит негармонично. Постарайтесь приблизить то, что вы написали к тому, как вы обычно говорите, пускай даже на научные темы
Акценты могут включать указатели жестов, которые вы хотите не забыть использовать, вздохи, подъём голоса и эмоциональный спад.
Типичные вопросы от оппонентов должны придумывать все члены вашей команды на стадии подготовки меморандумов и тренировки выступлений
У вас должно быть в запасе не менее трёх неприятных вопросов для оппонента и ответы, которые не будут разрушать вашу собственную позицию по делу

Индивидуальные тренировки

 

 

Задание 1

 

Выберите оптимальный набор ролей для участников, которые должны быть на устных раундах:

А. Все участники – полноценные спикеры

Б. Два участника команды, где один – основной спикер, другой – аналитик

В. Один участник, который совмещает в себе обе роли

Г. Четкое деление участников на устных раундах вовсе необязательно 

Задание 2

 

После просмотра первого видео из блока подумай и выбери какой тип взаимодействия между участниками на устных раундах кажется лично тебе наиболее удобным: спикер и аналитик на равных или аналитик в качестве помощника?

Задание 3

 

Выбери любое дело или воспользуйся подготовленным нами аргументом ниже. Прочитай его. Попробуй записать свое выступление с позицией на камеру или прочти ее перед зеркалом. Постарайся делать верные интонации, расставлять паузы, следить за темпом и понятностью речи. Отметь сильные и слабые стороны своего выступления, а позже повтори тренировку с учетом собственных заметок.

Задание 4

 

Подумай какое определение из права вызывает у тебя больше всего сложностей для восприятия? Может это какое-то определение из кодекса или объяснение в учебнике? Попробуй переформулировать это сложное понятие для устной речи так, чтобы если бы ты выступал в суде – тебя бы поняли без проблем.

Ответы

 

Задание 1 – Б

Подбор тренера

 

 

«Мой тренер сказал, что я бегу как девочка. 
Я сказала, что если он побежит немного быстрее, то тоже так сможет.» 
—  Миа Хэмм
американская футболистка, 1972

 

Для чего нужен тренер?

  • помочь освоить законодательство
  • помочь проанализировать проблематику дела
  • помочь выстроить позицию
  • проверить написанный меморандум
  • отработать навыки выступления
  • подержать за ручку
     

Кто может быть тренером?

  • юрист-практик
  • преподаватель юридического вуза
  • учитель права в школе
  • студент юридического факультета
  • идеально, если он имеет опыт участия, организации или тренерства в муткортах

 

Как выстроить отношения с тренером?

  • рассказать ему про конкурс, показать дело
  • объяснить его роль: чего вы от него ожидаете
  • важно убедиться, что он понимает правила конкурса и задачи участников
  • выбрать формат консультаций 

 

Разумно ли иметь нескольких тренеров?

  • Учитывайте цели
  • Определите ответственного за итоговое решение

Определение менеджера команды

 

 

«Единственное, что спасает нас от бюрократии, – это её неэффективность.» 
—  Законы Мёрфи

 

Для чего нужен тренер?

  • помочь освоить законодательство
  • помочь проанализировать проблематику дела
  • помочь выстроить позицию
  • проверить написанный меморандум
  • отработать навыки выступления
  • подержать за ручку
     

Кто может быть тренером?

  • юрист-практик
  • преподаватель юридического вуза
  • учитель права в школе
  • студент юридического факультета
  • идеально, если он имеет опыт участия, организации или тренерства в муткортах

 

Как выстроить отношения с тренером?

  • рассказать ему про конкурс, показать дело
  • объяснить его роль: чего вы от него ожидаете
  • важно убедиться, что он понимает правила конкурса и задачи участников
  • выбрать формат консультаций 

 

Разумно ли иметь нескольких тренеров?

  • Учитывайте цели
  • Определите ответственного за итоговое решение

Распределение ролей в команде

 

 

«Верблюд – это лошадь, 
нарисованная командой.» 
—  NN

 

Принципы распределения ролей

  • компетентности - задача должна в целом соответствовать уровню знаний, навыков и опыта человека
  • предпочтений - обязательный учёт личных склонностей и предпочтений человека

 

Роли в команде муткорта

  • Организатор / координатор - этот человек будет координировать действия всех участников, планировать и вести большую часть встреч команды, при необходимости распределять задачи, следить за их выполнением
  • Исследователь - этот человек должен будет зарыться в законодательство и судебную практику и проанализировать большое количество профессиональной литературы, подобрать нужные данные для игрового дела, сформулировать позицию или несколько вариантов, набросать аргументацию на основе изученной информации
  • Спикер - этот человек может ярко представить позицию в устном выступлении или добавить жизни в письменный меморандум, подготовленный исследователем
 

Что ещё нужно будет делать в команде?

  • вдохновлять на работу
  • принимать решения
  • контролировать
  • генерировать идеи
 

Разрушительные модели поведения в команде

  • «Пессимист»
  • «Безбилетник» 
  • «Тусовщик»
  • «Капризуля»
 

Как исправить? 

  • вводить правила поведения в команде
  • лично разговаривать с участником
  • расставаться с участником команды

Организация работы группы

 

 

«После того как на исправление и доводку какого-то предложения потрачен битый час, кто-нибудь предложит убрать весь этот абзац из текста.»
—  Законы Мёрфи

 

Чем пользоваться для удобной совместной работы?

  1. Облачные хранилища - GoogleDrive, Dropbox, ЯндексДиск и др.
  2. Google docs
  3. Xoyondo и другие планировщики встреч
  4. Google / Apple calendar и другие планировщики времени
  5. Coggle и другие майнд-мэп-программы
  6. Canva - создатель презентаций и визуальных материалов
 

Планирование работы: фиксация этапов подготовки и промежуточных дедлайнов

 

 

«Ничто так не удивляет людей, как здравый смысл и действия по плану.»
—  Ралф Эмерсон, философ (1803–1882)

 

В ролике предлагается четыре варианта фиксации планов любых групповых работ.

Разрешение конфликтов в команде

 

 


«Закон Президента Трумена
Если вы не в состоянии убедить их, тогда хоть запутайте.»
—  Законы Мёрфи

 

Исходные посылы:

  1. Конфликты неизбежны
  2. Конфликты - не всегда проблема. Их не нужно бояться. Противоречие – точка развития.
 
Способы урегулирования конфликта

Помогает:

  1. Умение обосновать свою позицию, высказать мнение или точку зрения без провоцирования негативной или агрессивной реакции со стороны другого человека или группы людей и т.п.
  2. Чёткое разъяснение участникам конфликта их функций и задач; конкретный табель прав и обязанностей; принцип единоначалия и т.п.
  3. Переговоры
  4. Активное слушание и ненасильственное общение
 

Методы предупреждения конфликтов

  1. Вовлечение в общую деятельность. 
  2. Толерантность. 
  3. Эмпатия. 

Задание 1

 

Подумай, кто из твоего окружения больше всего подходит на роль твоего тренера в конкурсе муткоротов.

Кто он по профессии? Чем он может быть тебе полезен? Какие риски могут возникнуть, если он станет твоим тренером?

Задание 2

 

Тебе нужно нанять менеджера проекта.
Расскажи, какие вопросы ты будешь задавать кандидатам на собеседовании?

Задание 3

 

Вы с новыми приятелями решили организовать новогоднюю вечеринку для 50 человек. В группе организаторов кроме тебя ещё три участника: Борис, Константин, Инна и Алиса. Вам нужно составить план подготовки. 

Распиши:

  • 5 любых задач, которые придётся выполнить вашей группе
  • Ответственных за эти задачи
  • Исполнителей задач
  • Срок их выполнения
  • Комментарий к задаче – если он может потребоваться

Задание 4

 

Вспомни любой конфликт, в который ты попадал(-а):

  • Каким способом ты его разрешил(-а) (сила, компромисс, уход, сотрудничество, уступка)? 
  • В чём это выражалось (какие действия ты предпринял(-а)? 
  • Что ты выиграл(-а) в результате? 
  • Что проиграл(-а)? 
  • Каким альтернативным способом можно было решить ситуацию? 

Приведи пример твоих действий для одного альтернативного способа (например: если ты разрешил(-а) конфликт путём компромисса, расскажи, как его можно было разрешить с помощью сотрудничества).