• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Роли и задачи в команде

Разбираемся, кто за что отвечает в команде, и как собрать свою дрим-тим!

Роли и задачи в команде

© Факультет права НИУ ВШЭ

Чтобы распределить роли в команде по участию в конкурсе муткортов, можно оттолкнуться от функций, которые нужно выполнять. Во-первых, вам понадобится организатор или координатор. Этот человек будет координировать действия всех участников, планировать и вести большую часть встреч команды, при необходимости распределять задачи, следить за их выполнением. Если менеджер может занять равную позицию по отношению к другим членам группы, то организатор выступает её лидером. Скорее всего, он будет тем, от кого станут ожидать решений по спорным вопросам, у него должно быть право контролировать действия других членов команды. Однако он должен уметь делегировать полномочия, не «перетягивать одеяло на себя», выполняя большую часть работы. Это не эффективно, а ещё приводит к обидам и ссорам. Организатор должен хорошо ладить с членами команды, уметь хотя бы немного управлять людьми.

Вторая особенная роль в команде – это исследователь. Вам потребуется изучить большое количество материалов, поэтому кто-то должен быть готов зарыться в законодательство и судебную практику и проанализировать большое количество профессиональной литературы. Этот человек также должен будет подобрать нужные данные для игрового дела, сформулировать позицию или несколько вариантов, набросать аргументацию на основе изученной информации. Результаты своей работы он должен будет донести до команды и обсудить с ними стратегию поведения в игре. Быть может, этот человек не обладает красивым слогом и ораторским мастерством. Однако на нём будет лежать ответственность за юридически грамотное и обоснованное изложение позиции команды в меморандуме и на очном выступлении.

Третья важная роль – это спикер. Этот человек может ярко представить позицию в устном выступлении или добавить жизни в письменный меморандум, подготовленный исследователем. Одновременно он должен быть находчивым и достаточно хорошо ориентироваться в праве, чтобы отвечать на вопросы суда без консультации с исследователем. Если в вашей команде нет ребят, которые однозначно выделяются ораторскими навыками, не переживайте раньше времени – в нашем курсе есть видеоурок, посвящённый подготовке к публичным выступлениям. Начните понемногу тренироваться как можно раньше, и вы сами с удовольствием возьмёте на себя эту самую заметную роль во всей команде. Этот опыт гарантированно пригодится вам в самом ближайшем будущем. Вы будете чувствовать себя увереннее во куче разных ситуаций: начиная с ответов на школьных уроках, заканчивая беседой с человеком, который вам давно нравится, но с которым всегда боялись заговорить.

Что ещё придётся делать в команде? Однозначно – вдохновлять участников на продолжение работы. У каждого иногда опускаются руки или появляются интересы, как будто бы более важные, чем дело команды. Кто-то должен помогать участникам держать фокус внимания на общей цели и не расслабляться, когда этого нельзя делать. Если у команды есть тренер, то он поможет в этом. Но также важно чувствовать поддержку своего товарища, который проходит через то же самое. Если кто-то выпал из общего ритма, стоит поговорить об этом и узнать причины. Вы можете подбадривать друг друга тёплыми словами или заботой – даже когда кто-то просто встанет из-за книг, чтобы налить всем чай, это поддержит командный дух. Если кто-то из участников так погрузился в работу, что забывает о своём здоровье, стоит напомнить ему о необходимости сна и качественного питания. Команда может придумать для себя небольшие общие ритуалы, которые помогут почувствовать единение. 

В команде нужно принимать решения. Не всегда исследователь знает единственно верный ответ на вопрос, не всегда все согласны друг с другом, не всегда кто-то готов явно взять на себя ответственность в сложных ситуациях. Как мы говорили, эту роль может взять на себя координатор, неформальный лидер. А можно придумать правило команды, по которому принимаются сложные решения – например, с помощью голосования. Однозначно, каждый коллектив самостоятельно выбирает самый органичный для себя способ выходить из трудных и спорных ситуаций. Но здесь я хочу лишь предупредить о том, что они будут встречаться, чтобы неожиданность не стала причиной ненужного конфликта или разочарований.

Ещё одна сложная и ответственная задача – контроль сроков и качества выполняемой работы участников команды. Эта роль не всегда популярна. В идеале она предоставляется лидеру команды и тренеру. Члены команды должны быть готовы к тому, что их сверстник будет спрашивать с них результат, как руководитель. Общее дело подразумевает, что работа каждого влияет на всех, поэтому ошибки и нарушения должны быть замечены и исправлены. Иногда для этого требуется разговор с участником о его мотивации или компетентности.

Умные мысли и гениальные решения не всегда приходят моментально. Скорее всего, потребуется генерировать идеи. Этим может заниматься вся команда, например, в формате брейншторма, а может выявиться участник, отличающийся нестандартным, гибким, быстрым мышлением. Тот, о ком можно сказать - «креативно мыслит». Его сложно загнать в рамки, но он может найти выходы из многих ситуаций, которые остальным покажутся неразрешимыми. Команда должна быть готова к тому, что этот человек может иногда выглядеть не очень ответственным или даже безрассудным. Но это цена его творческих способностей. В случаях, когда от собранности такого человека зависит общее дело, его должен страховать менеджер команды – лишний раз позвонить и напомнить о дедлайнах, проверить готовность работы. Но будьте внимательны – не спутайте креативность личности с безответственным разгильдяйством. Творческий процесс сопряжён с дисциплиной и самоконтролем и оканчивается видимым результатом.